Варенышев Ю. Охотничий челнок | Инструменты для изготовления челнока (топор, тесла, струг). |
При охотах на уток в большинстве случаев спортсмену-охотнику необходима легкая и ходкая лодка. Лучшей считается лодка, выдолбленная из мягкого дерева. Лодки чаще долбят из осины, хотя можно делать из липы, ивы и тополя. Осина должна быть не очень старой — не перестойной, без трухлявости и гнили. Лучшее время изготовления челнока — весна или ранняя осень. Для изготовления челнока грузоподъемностью для двух человек нужно осиновое бревно длиной 4,5—5 метров, с диаметром у верхнего (наименьшего) среза 40—45 сантиметров. Бревно тщательно осматривают, выбирают сторону будущего дна, более ровную, без сучков, с прямыми слоями древесины и после этого отрезают нужную часть. Далее приступают к за делке носовой части (более пологой и острой) и кормы (рис. 1). Закончив эту работу, готовят клинышки или «строжки» длиной 2 сантиметра, а толщиной 0,5 сантиметра. Их колят из поперечного среза сухого березового чурбака, древесина которого более твердая. Эти колышки, заостренные с одной стороны, равномерными рядами забиваются по всему корпусу будущего челнока (рис. 2). Колышек от колышка забивается на расстоянии 15 сантиметров, а ряд от ряда на 25 — 30 сантиметров. По этим колышкам определяют толщину стенок челнока (2 сантиметра), и как додолбятся до колышка внутри, работу прекращают. Этим исключается возможность продолбить стенку челнока насквозь, и толщина стенок лодки на всем своем протяжении получается ровной. Перед забивкой колышки рекомендуется окрасить яркой краской или чернилами. После этого лежащее на подкладках (2 — 3 жерди) полуобделанное бревно перевертывают дном вниз и закрепляют снизу клиньями для удобства дальнейшей работы, чтобы оно не вертелось. | Рис. 1. Заделка охотничьего челнока. |
Обозначив линию по центру бревна (стороне, противоположной дну), выбирают желоб—«ройку» шириной около 20 сантиметров, в середине челнока. С носовой части и с кормы «ройка» шире (рис. 3). Далее долбят теслой вдоль всего корпуса челнока до тех пор, пока не покажутся окрашенные кончики колышков. Выдолбив челнок, приступают к разводке бортов. Эта операция наиболее ответственная и трудная (рис. 4). Надо положить челнок на специально сделанные козлы (подставки) высотой около 70 сантиметров — дном к земле. Затем под ним разводят небольшой равномерный костер. Дно челнока должно быть от пламени огня на расстоянии 30 — 40 сантиметров. При этом надо внимательно следить за тем, чтобы дерево (дно) не загорелось, а только подрумянивалось. По нагревании челнок смачивают водой. От нагрева сырое дерево становится более вязким и легко поддается разводке и не трескается. Затем следует осторожно распирать борта в стороны, закрепляя между ними заранее приготовленные распорки из гибких прутьев ивы — «тала» диаметром около 1 —1,5 сантиметра. Таких распорок из прутьев ставится в челноке 8—-12 штук. Если костер разгорается сильно, его слегка поливают водой. По мере того как челнок обдержится, что обычно бывает через 30 — 40 минут, продолжают разводку дальше, вставляя новые, более длинные распорки из прутьев, и так до полного развода. Разводка челнока длится 7—8 часов. За это время сжигается до кубометра дров. Конец разводки определяется по дну, которое должно быть прямым вдоль оси лодки. В случае дальнейшей разводки нос и корма сильно поднимаются вверх, отчего дно становится изогнутым. Такой челнок называют горбатым, он неустойчив на воде, нос его будет «задираться» вверх. | Рис. 2, Размещение строжков по корпусу челнока. |
После окончания разводки между бортами ставят 5—6 и более крепких распорок диаметром до 5 сантиметров Правильно разведенный челнок в середине (расстояние между бортами) будет около 85—100 сантиметров. После этого внутреннюю сторону челнока начисто отстругивают рубанком. Далее подбирают распорки — тагуны, вырубают их из природных кривых сучьев или корней дуба, ели или березы. Ставить вместо тагунов искусственно согнутую дугу нельзя, ибо в дальнейшем, намокнув от воды, она разойдется, отчего челнок может треснуть. Тагуны крепятся на расстоянии 80—100 сантиметров один от другого, идет их для челнока обычно 4 — 6 штук. | Рис. 3. Желоб-„ройка". |
После того как тагуны хорошо подогнаны, их закрепляют болтами, пропустив через боковую стенку челнока. Если нет подходящих металлических болтов, их заменяют деревянными гвоздями-клиньями. В носовой части из куска железа делают перемычку, за которую прикрепляют цепь. В корме и по середине челнока делают лавочки. | Рис. 4. Разводка челнока над костром. |
Когда челнок окончательно выдолблен, к нему пришивают борта, для увеличения его грузоподъемности, а также прочности, так как не всегда удается найти дерево нужного диаметра. Полностью готовый челнок надо хорошо просушить в тени на сквозняке. Сушить на солнце не рекомендуется, так как он может лопнуть. После просушки челнок следует просмолить. | Готовый челнок. |
Подогретой сосновой смолой промазывают челнок несколько раз с обеих сторон. Просмолка заканчивается тогда, когда дерево перестает впитывать смолу. Затем челнок несколько дней сушат на солнце — в таком виде он уже не трескается. Хорошо и правильно просмоленный челнок или пропитанный олифой служит охотнику-спортсмену или рыбаку долгое время — до двух или более десятков лет. Варенышев Ю.
Источник: http://piterhunt.ru |